Структура транспортного машиностроения в разных странах мира эволюционировала по-разному, например:
- В Японии развитие железнодорожного транспорта началось с импорта техники и технологий из западных стран, где уже была развитая машиностроительная промышленность. 1 Железнодорожное строительство прошло два этапа: от импорта иностранной техники и технологий к сборке и самостоятельному производству железнодорожной техники. 1 С 1920-х годов началось масштабное отечественное производство колёс, труб и других изделий из стали. 1
- В Европе к середине XX века в каждой развитой стране был один или несколько производителей автомобильной техники. 4 С этого периода началась мощная конкуренция с американскими, а позднее — и японскими производителями. 4 В начале XXI века под влиянием общемировых тенденций к глобализации произошли процессы слияния предприятий и образования транснациональных корпораций. 4
- В США к концу 1920-х годов монопольное положение на рынке захватили и удержали три наиболее крупных концерна: General Motors, Ford Motor и Chrysler Corporation, составившие так называемую Большую детройтскую тройку. 5 К 1950 году эта тройка произвела около трёх четвертей всех автомобилей в мире. 5 С 1970-х годов на американских компаниях сказались высокие цены на нефть и возросшая конкуренция со стороны иностранных автопроизводителей. 8
- В Японии в 1980 году Япония обогнала по производству автомобилей США, став также главным мировым экспортёром автомобилей. 10 Японские компании стали выпускать компактные и экономичные автомобили, потребляющие сравнительно мало бензина, но отличающиеся высоким качеством исполнения и относительно невысокими ценами. 10 Это стало возможным благодаря более высокой, чем у конкурентов, производительности труда, которая была обеспечена широкой автоматизацией и лучшей организацией производственных процессов. 10