Мозговой штурм — это техника генерации идей, которую применяют для выявления проблем или поиска решений. 8 Главная цель методики — собрать как можно больше идей, а потом отобрать из них те, которые можно воплотить в жизнь. 8
Влияние мозгового штурма на развитие человека заключается в том, что он способствует развитию творческого потенциала. 4 В ходе штурма для креативности отсутствуют рамки, можно отпустить фантазию на волю и не бояться критики. 4 В результате рождаются необычные, иногда прорывные идеи. 4
Чтобы мозговой штурм принёс результаты, требуется выполнять ряд правил: 4
- Подготовка. 4 Нужно предупредить участников за два-три дня, чтобы у них была возможность обдумать задачу и прийти с минимальным набором идей. 4 Также следует подготовить помещение и всё необходимое для штурма, создать комфортные условия. 4
- Достаточное количество участников. 4 В идеале это пять-семь человек с неодинаковыми профессиями либо универсалов, способных смотреть на вопрос под разными углами. 4
- Генерация идей. 4 Каждый участник должен выложить все идеи, которые уже появились в голове. 4
- Систематизация. 4 Чтобы удобнее ориентироваться в массе идей и комбинировать разные предложения, сначала их нужно разбить на группы. 4
Некоторые методы мозгового штурма:
- «3-6-5». 3 В идеале метод рассчитан на команду из шести человек, но их может быть больше или меньше. 3 Каждый из участников за пять минут должен кратко написать на карточке три идеи. 3 Затем члены команды обмениваются карточками и по очереди обсуждают предложения коллег. 3
- «Лестница». 3 В начале встречи задачу озвучивают всем присутствующим. 3 После этого в комнате остаётся только двое участников, которые в течение нескольких минут обсуждают идею между собой. 3 Затем к ним присоединяется ещё один человек. 3 Первые двое коротко описывают ему свои идеи, и они продолжают обсуждение втроём. 3 Спустя ещё несколько минут заходит следующий человек — и так, пока к обсуждению не приступит вся команда. 3
- Обратный мозговой штурм. 3 Участники ищут проблемы компании или продукта и думают, как можно их решить. 3 Например, проблемы могут быть такими: сайт неудобный, навигация непонятная, служба поддержки отвечает клиенту неделями. 3 При подходе «от обратного» участники могут предложить идеи по улучшению сайта и работы службы поддержки, которые не приходили им в голову ранее. 3
Некоторые правила проведения мозгового штурма:
- Не критиковать идеи. 3 Нельзя критиковать не только предложения товарищей по команде, но и собственные. 3 Даже если идея заранее выглядит нереалистичной или глупой, её всё равно стоит вынести на обсуждение. 3 Отказаться от неподходящих предложений можно уже после того, как все участники встречи выскажутся. 3
- Предлагать максимальное количество идей. 3 Чем больше выборка, тем выше шанс найти подходящее решение. 3 Идеи можно объединять или менять в процессе обсуждения. 3
- Обсуждать не только свои идеи, но и идеи коллег. 3 Основа мозгового штурма — коллективная творческая работа. 3 Поэтому участникам не стоит продвигать только свои предложения или стараться выделиться на фоне других. 3 При обсуждении все участники равны независимо от должности и все идеи достойны внимания. 3