Дефект рельса — это отклонение от первоначальной формы, нарушение целостности и прочности, влекущее потерю работоспособности элемента. 7 К таким деформациям относят, например: выкрашивание, трещины, изломы, выколы, смятия и сплывы, коррозионные изменения. 7
Для обозначения дефектов рельсов используют трёхзначную систему в соответствии с нормативно-технической документацией НТД/ЦП-2-2002. 35 Каждая цифра кода обозначает определённый параметр: 1
- Первая цифра указывает на вид дефекта и место его возникновения (голова, шейка, подошва): 2
- 1 — отслоение или выкрашивание металла на головке рельса; 1
- 2 — поперечные трещины; 1
- 3 — продольные трещины или заломы; 1
- 4 — деформации, износы и другие пластические изменения верхней части; 1
- 5 — повреждения шейки рельса; 1
- 6 — дефекты подошвы рельса; 1
- 7 — трещины по всему сечению рельса; 1
- 8 — аналогичные дефекты в горизонтальной или вертикальной плоскости; 1
- 9 — другие дефекты, не вписывающиеся в вышеперечисленные категории. 1
- Вторая цифра кода обозначает причину возникновения дефекта: 1
- 0 — отклонения от технологических стандартов при укладке; 1
- 1 — недостаточное качество используемой стали; 1
- 2 — ошибки при обработке концов или профилей; 1
- 3 — проблемы, связанные с неправильным обслуживанием или исполнением технических работ; 1
- 4 — излишнее механическое воздействие транспортных средств; 1
- 5 — поперечный излом, вызванный ударными нагрузками; 1
- 6 — нарушения в технологии сварки; 1
- 7 — дефекты стыков; 1
- 8 — ошибки в процессе сварки соединительных элементов; 1
- 9 — другие технические недочёты. 1
- Третья цифра кода, будучи дополнительной, вносит важную информацию о распределении дефекта: 1
- 0 — дефекты распространены по всей длине; 1
- 1 — локализованные дефекты, чаще всего в стыках; 1
- 2 — специфические проблемы, ограниченные определёнными участками. 1
При этом первые две цифры в коде отделены от последней точкой. 1 Если обнаруженный дефект относится к нескольким кодам, то допускается их совместное обозначение через знак дроби. 7