Участковые станции и промежуточные станции отличаются по назначению и характеру работы. 14
Участковые станции предназначены для обработки транзитных поездов, смены локомотивов и локомотивных бригад, выполнения маневровых операций по расформированию и формированию местных поездов (сборных, участковых, вывозных). 14 Обычно на таких станциях есть 2–3 парка, устройства для экипировки локомотивов, пункт технического обслуживания вагонов, основные или оборотные депо локомотивов, часто вагонные депо, станционные технологические центры и товарные конторы. 14
Промежуточные станции (к ним обычно относят также разъезды и обгонные пункты) — самый распространённый вид станции. 1 Они выполняют операции по пропуску, скрещению и обгону поездов, посадке и высадке пассажиров, погрузке и выгрузке грузов и багажа, обработке сборных поездов (прицепка и отцепка вагонов). 1 Промежуточные станции располагаются обычно между участковыми станциями на расстоянии 15–20 км друг от друга. 1
Таким образом, участковые станции больше ориентированы на технические операции, связанные со сменой локомотивов и формированием поездов, в то время как промежуточные станции выполняют более широкий спектр операций, включая приём, отправление, пропуск и обработку поездов. 12