Саморегулируемые организации в строительстве и традиционные государственные регуляторы выполняют разные задачи и имеют свои особенности.
Саморегулируемые организации (СРО) представляют собой некоммерческие объединения компаний определённой профессиональной направленности. 68 Они выступают в качестве контрольных инстанций и отвечают за допуск на строительный рынок исключительно профессиональных и добросовестных участников. 6 СРО наделены широкими правами и полномочиями, в том числе могут устанавливать требования к претендентам на выполнение строительных работ, проверять своих членов на предмет соблюдения действующих норм и стандартов, наказывать нарушителей правил вплоть до исключения из СРО. 6
Традиционные государственные регуляторы обеспечивают формирование правовой базы и контроль функционирования строительной сферы. 3 Они создают правовые нормы, которые обязательны для всех участников строительного рынка. 1 Государственный контроль призван обеспечить прозрачность и законность сделок, а также снизить количество правонарушений в данной сфере экономической деятельности. 3
Таким образом, основное отличие заключается в том, что саморегулируемые организации распределяют функции контроля над деятельностью субъектов в определённой профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка. 4 Это позволяет минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, сохранив ответственность бизнеса перед потребителями. 4