Обязанности бортового персонала в коммерческих и военных самолётах отличаются, в частности, в сфере ответственности некоторых должностей.
В коммерческой авиации есть, например, такие должности:
- Капитан (командир воздушного судна, КВС) — пилот высшего ранга, который отвечает за всё происходящее на борту, принимает решения и требует беспрекословного подчинения от других членов экипажа. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru
- Первый помощник (второй пилот) — ещё один пилот, который обычно сидит справа от капитана. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru
- Бортинженер — ранее отвечал за двигатели, системы и управление топливом, но по мере усложнения и автоматизации самолётов эту функцию в основном берут на себя основные пилоты. www.hisour.com ru.ruwiki.ru
- Оператор бортовых систем — собирает информацию с бортовой платформы и/или контролирует системы управления миссиями для разных целей. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru
- Грузчик — член экипажа грузового самолёта, который отвечает за погрузку грузов и персонала, а также за расчёт веса и балансировки самолёта перед полётом. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru
В военной авиации есть такие должности:
- Командир экипажа — руководит работой экипажа, отвечает за дисциплину и порядок на борту, а также принимает меры по обеспечению безопасности людей, сохранности самолёта и находящегося на нём имущества (груза). ru.wikipedia.org
- Воздушный наводчик — отвечает за эксплуатацию оборонительного оружия, например оружейных башенок. www.hisour.com
- Бомбардир или Bomb Aimer — член экипажа, который выпускает боеприпасы, особенно бомбы. www.hisour.com
- Оператор бум — член экипажа на танкерном самолёте, который отвечает за эксплуатацию лётного бум и передачу топлива. www.hisour.com
- Сигнал или радиооператор — отвечает за работу систем связи воздушных судов. www.hisour.com
Состав экипажа зависит от типа самолёта, а также продолжительности и цели полёта. ru.ruwiki.ru