XYZ-анализ и ABC-анализ отличаются подходом к классификации объектов. 34
XYZ-анализ — это инструмент для классификации объектов по частоте использования, например, по колебанию спроса на них. 4 Он показывает, насколько предсказуемы колебания спроса, и помогает управлять складскими запасами и прогнозировать спрос на основе статистики продаж и заказов от клиентов. 8 В результате XYZ-анализа объекты делят на три группы: X (стабильные продажи), Y (стабильные сезонные продажи) и Z (непрогнозируемый спрос). 3
ABC-анализ — это классификация объектов по влиянию на прибыль компании. 4 Например, разделение товаров на группы по объёму выручки, которую они приносят. 4 В основе метода лежит принцип Парето: 20% усилий приносят 80% результата. 4 В результате ABC-анализа объекты делят на три группы: группа A (самые ценные позиции: 20% товаров, приносящих 80% прибыли), группа B (промежуточные позиции — 30% товаров, приносящие 15% прибыли), группа C (наименее ценные позиции — 80% товаров, которые приносят 5% прибыли). 4
Часто XYZ-анализ проводят совместно с ABC-анализом, чтобы выделять более точные группы объектов по их свойствам. 1