Основное отличие сегментирования для B2C и B2B рынков заключается в том, кто является целевой аудиторией. 4 В B2C (Business to Consumer) продукты и услуги продаются напрямую конечным потребителям, а в B2B (Business to Business) — другим компаниям. 5
Для B2C используют, например, такую модель сегментации, которая основана на четырёх признаках: 4
- Географическом. 4 Потребительский рынок сегментируется по странам, регионам, городам, численности населения и т. д.. 4
- Демографическом. 4 Все характеристики, которые указывают на социальный статус потребителя: возраст, пол, семейное положение, образование, профессия, наличие детей и т. д.. 4
- Экономическом. 4 Занятость, уровень дохода, покупательская способность. 4
- Психографическом. 4 Интересы, образ жизни, мировоззрение. 4
Для B2B используют другую модель, в которой оценивают структуру компаний. 4 Некоторые критерии сегментации B2B:
- Характеристики компании. 5 Размер компании (число сотрудников, годовой оборот), отрасль, географическое расположение. 5
- Роль и должность. 5 Должность и роль ЛПР в компании (например, CEO, маркетинг-директор, HR-менеджер), влияние на принятие решений. 5
- Потребности и проблемы. 5 Основные бизнес-задачи и проблемы, которые нужно решить, цели и приоритеты компании. 5
- Поведенческие характеристики. 5 История взаимодействия с бизнесом, уровень вовлечённости и лояльности, предыдущие покупки и предпочтения. 5
Есть компании, которые работают одновременно на рынке B2C и B2B. 1 В этом случае сегментацию рынка проводят отдельно для каждого направления. 1