Прямая дистрибуция отличается от непрямой тем, что в первом случае производитель сам реализует товар, а во втором — продукт доходит до конечного потребителя через одного или нескольких посредников. 34
Прямая дистрибуция (дистрибуция нулевого уровня) — это когда предприятие, минуя всех посредников, продаёт свою продукцию непосредственно потребителю. 2 Пример — интернет-магазин производителя, собственный филиал или собственный розничный магазин. 2
Непрямая дистрибуция может иметь столько уровней, сколько посредников участвует в цепочке доставки продукции до конечного потребителя. 2 Например, цепочка производитель — розничный магазин (сетевой или несетевой торговли) — потребитель — это дистрибуция первого уровня. 2 Цепочка производитель — дистрибутор — розничный магазин — конечный потребитель — это двухуровневая дистрибуция и так далее. 2
У прямой и непрямой дистрибуции есть свои преимущества и недостатки: 15
Прямая дистрибуция позволяет контролировать весь процесс реализации, качество товаров и ценовую политику. 1 В структуре цены нет посреднических наценок, что увеличивает прибыль продавца. 1 Однако у такого подхода есть и минусы: невозможно существенно поднять объёмы продаж и охватить большую часть рынка, сбытовые мероприятия требуют существенных вложений. 1
Непрямая дистрибуция даёт возможность расширить сеть сбыта, увеличить объёмы продаваемой продукции и прибыли. 5 Однако у такого подхода есть и минусы: потеря контроля над ценой и соблюдением условий хранения и доставки товара, затраты на услуги посредников, конкуренция с продуктами других производителей, нет прямой связи с клиентами. 5