Двигатель ВАЗ-2111 — бензиновый, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, рядный, с системой впрыска топлива и распределительным валом, расположенным в головке блока цилиндров. 45
Некоторые особенности конструкции:
- Блок цилиндров отлит из специального высокопрочного чугуна, что придаёт конструкции двигателя жёсткость и прочность. 4 Цилиндры выполнены за одно целое с блоком. 4
- Коленчатый вал изготовлен из высокопрочного чугуна и имеет пять коренных и четыре шатунных шейки. 4 Для уменьшения вибраций служат восемь противовесов, расположенных на коленчатом валу. 4
- Шатуны стальные, двутаврового сечения, обработаны вместе с крышками. 4
- Поршни из алюминиевого сплава, литые. 1 Поршневой палец плавающего типа, поэтому фиксируется стопорными кольцами. 1
- Головка блока цилиндров снабжена восемью клапанами — по два клапана на цилиндр (один впускной и один выпускной). 4 Клапаны закрываются под действием двух пружин. 4
- Привод ГРМ ременный. 1 При обрыве ремня загиб клапанов не происходит. 1
- Система питания — инжектор (распределённый впрыск топлива с электронным управлением). 1
- Система смазки комбинированная. 1 Масляный насос шестерёнчатого типа. 1
- Система охлаждения жидкостная, закрытого типа. 1 Водяной насос (помпа) центробежного типа, приводится во вращение ремнём привода ГРМ. 1
Некоторые особенности работы:
- Порядок работы цилиндров двигателя: 1–3–4–2. 45
- Управление двигателем осуществляется контроллером («Бош», «Январь» или «Джи-Эм»). 5 Часть двигателей оснащается нейтрализатором отработавших газов. 5
- Смазка двигателя происходит следующим образом: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, пары «опора — шейка распределительного вала»; разбрызгиванием масло подаётся на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к паре «кулачок распределительного вала — толкатель» и стержням клапанов, остальные узлы смазываются самотеком. 5