Торможение двигателем на крутых спусках работает за счёт переключения на пониженную передачу и снятия ноги с акселератора. 5 В результате мотор переходит в режим «тяги на себя», когда его сопротивление работает на замедление автомобиля. 5
Процесс происходит так: водитель отпускает педаль газа, но не переводит коробку передач в нейтраль. 2 Колёса начинают крутить двигатель, а не наоборот. 2 Автомобиль замедляется за счёт сопротивления вращению двигателя, вызванного трением и сжатием воздуха в цилиндрах. 2
Для автомобилей с автоматической коробкой передач процесс происходит автоматически: электроника удерживает более низкую передачу для создания тормозного эффекта. 2 Для более эффективного торможения на крутых спусках можно вручную переключиться на низшую передачу. 2 В зависимости от конструкции АКПП, это делается через режимы «L», «2» или «D3». 2
На автомобилях с механической коробкой передач процесс происходит так: водитель перестаёт давить на педаль газа, подача бензина в мотор прекращается, он больше не передаёт свою энергию трансмиссии. 4 Снижение скорости происходит за счёт сопротивления инерции, пытающейся увеличить вращение коленвала. 4
Особенность торможения двигателем в том, что энергия направляется не от мотора на колёса, а наоборот, от колёс к КПП и двигателю. 5