Натяжитель цепи на автомобиле ВАЗ-2107 работает следующим образом:
В механическом натяжителе требуемая величина натяжения обеспечивается плунжерной пружиной. 1 Под её воздействием шток выходит из корпуса и толкает башмак. 1 Усилие передаётся до тех пор, пока цепь не начнёт сопротивляться, то есть не будет достаточно натянута. 1 В этом случае исключается провисание. 1 Натяжитель фиксируется путём затягивания накидной гайки, расположенной снаружи. 1 Когда необходимо отрегулировать натяжение, гайка фиксатора плунжёра откручивается, в результате чего пружина сжимает шток, устраняя провисание цепи. 1
В автоматическом натяжителе по мере провисания цепи пружина толкает шток, и тот, воздействуя на башмак, производит выборку. 2 Но вернуться обратно штоку не даёт собачка храпового механизма, которая одним из своих концов становится между зубьями сектора. 2 По мере растяжения цепи шток выдвигается, а собачка, перескакивая через зубья, не даёт ему вернуться обратно. 2 Таким образом натяжитель постоянно поддерживает натяжение цепи. 2
В гидравлическом натяжителе для работы используется смазка из двигателя под давлением. 1 Это позволяет поддерживать необходимое натяжение, для чего не требуется вручную натягивать цепной механизм. 1