С момента появления безвтыковых моделей конструкции поршней ВАЗ изменились следующим образом:
- Первые модели имели «итальянскую» конструкцию: большую компрессионную высоту и широкую опорную поверхность юбки. 26 Поверхность изделия покрывали слоем олова. 2
- В последующих конструкциях участие принимали немецкие специалисты. 2 Поршни имели меньшую компрессионную высоту, а на юбке был применён микропрофиль — совокупность канавок, служащих для удержания смазки в зонах трения. 2
- Поршни моделей ВАЗ 11194 и ВАЗ 21126 выпускаются с особым, Т-образным профилем. 2 Они ориентированы на монтаж тонких поршневых колец. 2
С появлением безвтыковых моделей в днище поршней сделали лунки на полный ход клапанов. 49 Это исключает возможность втыка клапанов в поршень при нарушении кинематики ГРМ (например, при обрыве ремня). 49 Также новое покрытие и изменение боковой профиля юбки поршня позволило увеличить износостойкость поршней и уменьшить склонность двигателей к возникновению стука и повышенному расходу топлива. 49