Реле-регулятор напряжения автомобильного генератора контролирует выходное напряжение генератора и регулирует его в пределах заданных значений. 4
В зависимости от конструкции генератора регулятор бывает двух видов: 4
- Совмещённый. 4 Находится внутри генератора, имеет физическое и электрическое соединение с обмотками. 4 Контролирует выходное напряжение генератора и поддерживает его на определённом уровне, обычно около 14 вольт, чтобы обеспечить зарядку аккумулятора и питание электрических систем автомобиля. 4
- Отдельный. 4 Располагается отдельно от генератора, чаще всего неподалёку от АКБ или же в электрическом блоке управления автомобиля. 4 Компонент получает информацию о текущем напряжении, а также регулирует работу генератора для поддержания заданного уровня напряжения. 4 Такая модификация может иметь дополнительные функции: защиту от перегрузки, диагностику и контроль работы генератора. 4
Простейшее устройство реле-регулятора включает три блока: 2
- Измерительный элемент. 2 С его помощью сигнал сравнивается с эталоном — тем значением напряжения, которое в норме должно действовать в электросистеме автомобиля. 2
- Элемент сравнения. 2 Если поступающий от измерительного элемента сигнал соответствует эталонному (с допустимым отклонением), то регулятор бездействует. 2 Если же поступающий сигнал отличается от эталонного в ту или иную сторону, то элементом сравнения формируется управляющий сигнал, поступающий на регулирующий элемент, построенный на реле, транзисторах или иных элементах. 2
- Регулирующий элемент. 2 Изменяет ток в обмотке возбуждения генератора, чем и достигается возврат напряжения на выходе генератора в необходимые границы. 2
В зависимости от типа реле-регулятора, в нём могут быть и другие вспомогательные блоки: управления стартером, предотвращения разряда АКБ через обмотку возбуждения, коррекции режима работы в зависимости от температуры, защиты схемы, самодиагностики и другие. 2