Система охлаждения в тяговых генераторах устроена следующим образом: забор воздуха происходит снаружи через специальные фильтры. 1 Очищенный от посторонних примесей воздух нагнетается в патрубки со стороны дизеля, проходит вентиляционные каналы статора, воздушный зазор тягового генератора, каналы между полюсами ротора и через окно выходного патрубка выбрасывается в окружающую среду. 1
Также существует вариант самовентиляции: вентиляторное колесо, насаженное на вал якоря, всасывает воздух со стороны коллектора и выбрасывает его наружу. 4 Так устроена система охлаждения у тяговых генераторов маневровых тепловозов с передачей постоянного тока и магистрального тепловоза ТЭЗ. 4
Ещё в тяговых генераторах тепловозов ТЭ1, ТЭ2, ТЭМ1, ТЭМ2 и ТЭЗ используется осевая система подачи воздуха: подача осуществляется центробежным вентилятором, прикреплённым к корпусу якоря со стороны дизеля. 5 Охлаждающий воздух проходит в осевом направлении по каналам сердечника якоря и межполюсным расстояниям. 5