Психолингвистическая основа речевой деятельности заключается в том, что речь рассматривается как специфически иерархически организованная деятельность, включающая процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или регуляции и контроля собственной деятельности. 24
Речевая деятельность — это совокупность речевых действий, имеющая мотив, цель, средства, способы выполнения, установки и результаты деятельности. 4 Средством или орудием речевой деятельности является язык как система знаков, ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его вещном и социальном мире. 4
Некоторые отличительные признаки речевой деятельности: предметность, целенаправленность, мотивированность, иерархическая («вертикальная») и фазная («горизонтальная») организация. 3
Осуществление речевой деятельности на всех фазах (уровнях) её реализации обеспечивается рядом сложных психологических механизмов, среди которых механизм осмысления, мнемической организации (речевой памяти), а также механизм упреждающего анализа и синтеза речи (речевого прогнозирования). 2