Концепция психологической безопасности в образовательной среде заключается в создании состояния, свободного от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующего удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающего референтную значимость среды и обеспечивающего психическое здоровье включенных в неё участников. 23
Основные положения концепции:
- Образование есть отрасль человекопроизводства. 4 Школа как социальный институт, производящий личность, способную к самоактуализации, должна создавать стабильные условия для её формирования и развития, использовать технологии, которые в минимальной степени несут в себе риск вреда процессу. 4
- Образовательная среда является частью образовательного пространства. 4 Единое образовательное пространство создаётся за счёт образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. 4
- Для психологической безопасности образовательной среды существуют угрозы. 4 Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей. 4
- Психологическую безопасность образовательной среды необходимо обеспечить. 4 Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья её участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы практической психологии в образовании. 4