Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского сыграла важную роль в изучении психических феноменов, в частности:
- Ввела идею историзма природы человеческой психики. 5 Выготский показал, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе общественно-исторического и онтогенетического развития. 5
- Позволила сформулировать ряд законов психического развития ребёнка. 35 Например, закон формирования высших психических функций, согласно которому они возникают первоначально как форма коллективного поведения и лишь впоследствии становятся индивидуальными функциями самого ребёнка. 35
- Помогла понять влияние обучения на психическое развитие ребёнка. 3 Выготский считал, что развитие внешних психических функций связано с обучением и не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов. 3
- Позволила описать эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза. 3
- Ввела понятие «зоны ближайшего развития». 1 Это период времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребёнка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности. 1
Концепция Выготского сыграла огромную роль в формировании современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека. 4