Несколько психологических приёмов, которые помогают справляться с эффектом «реактивного ума» при решении математических задач:
- Эвристические приёмы. 14 Они не гарантируют достижение правильного ответа, но обеспечивают определённую свободу в работе с проблемной ситуацией. 1 Например, аналитические эвристики (анализ цели, анализ условий) помогают различать значимые и незначимые элементы задачи. 1
- Краткая запись условий задачи. 3 Для этого можно использовать таблицы, схемы, графики. 3 В некоторых случаях полезно несколько раз переформулировать условия задачи. 3
- Построение чертежа. 3 Если в тексте геометрической задачи много символов и обозначений, которые затрудняют восприятие условия, то решение стоит начать с чертежа, на который затем постепенно наносятся обозначения. 3
- Решение «с конца». 3 Этот приём заключается в построении логической цепочки в обратном направлении. 3 Например, в некоторых арифметических задачах при анализе «с конца» ответ можно получить в 2–3 действия. 3