Некоторые психологические аспекты, влияющие на восприятие взгляда в коммуникации:
- Оценка внешних признаков. 1 Воспринимая внешний облик и поведение партнёра по общению, наблюдатель делает умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах человека. 1 На основании этих выводов он строит стратегию поведения по отношению к партнёру. 1
- Взаимоотношения. 2 Например, люди склонны дольше смотреть на тех, кем восхищаются или с кем у них близкие отношения. 2 В ситуации соперничества человек обычно избегает визуального контакта, чтобы взгляд не поняли как выражение враждебности. 2
- Эмоции. 23 Меняющиеся размеры зрачка могут нести сведения об эмоциях человека. 2 Расширяющиеся зрачки сигнализируют об интересе к теме или объекте переговоров, а сужающиеся — отражают неудовольствие партнёра по общению. 23
- Первое впечатление. 4 Исследования показывают, что люди воспринимают тех, кто смотрит им в глаза, как более заслуживающих доверия и честных. 4 Разрыв зрительного контакта может создать впечатление, что человеку есть что скрывать или что он меньше вовлечён в разговор. 4