Некоторые профессиональные принципы, которые необходимо соблюдать при проведении диагностики межличностных отношений у дошкольников:
- Использование комплекса методик. 1 Ни одна из них в отдельности не может дать достаточно полной и надёжной информации. 1 Важно сочетать объективные и субъективные методы. 14
- Индивидуальная работа. 1 Большинство методик рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком или с небольшой группой детей. 1 Вмешательство посторонних может повлиять на поведение и ответы детей, исказив реальную картину их отношений. 1
- Доверительные и доброжелательные отношения. 1 Без доверия и чувства безопасности со стороны ребёнка нельзя рассчитывать на получение достоверных данных. 1 Поэтому диагностические методики нельзя осуществлять при первой встрече незнакомого взрослого с детьми. 1 Нужно предварительное знакомство и установление необходимого контакта. 1
- Естественная форма обследования. 1 Диагностическое обследование нужно проводить в привычной для дошкольников форме игры или беседы. 1 Ребёнок не должен чувствовать и подозревать, что его изучают, оценивают или обследуют. 1 Любые оценки, порицания или поощрения недопустимы. 1
- Сохранение конфиденциальности. 1 Результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции психолога-диагноста. 1 Ни в коем случае нельзя сообщать их самому ребёнку и его родителям. 1
- Недопустимость однозначного заключения. 1 В дошкольном возрасте сфера межличностных отношений находится в процессе интенсивного становления. 1 Поэтому давать однозначное и окончательное заключение об индивидуальных особенностях ребёнка недопустимо. 1