Несколько методик, которые могут быть эффективны для диагностики мышления у детей дошкольного возраста:
- Методика «Нелепицы». 13 Направлена на выявление понимания ребёнком простейших связей, отношений между животными и природой, а также его умения рассуждать логически. 1 Ребёнку показывают картинку, на которой изображены животные в нелепых ситуациях. 1 Он должен указать на нестыковки и объяснить, что не так, потом рассказать, как правильно должен повести себя тот или иной персонаж. 1
- Методика «Обведи контур». 1 В качестве материала даются фигуры, лишь половина которых контуром отображена на рисунке. 1 Задача — точно повторить левую половину изображения с правой стороны. 1 По итогам работы оценивается скорость её выполнения, точность и аккуратность. 1
- Методика «Что здесь лишнее?». 23 Предназначена для детей от 4 до 5 лет. 3 Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребёнка. 3 Детям предлагают серию картинок, на которых представлены разные предметы. 3 На решение задачи отводится 3 минуты. 3
- Методика «Времена года». 3 Предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. 3 Ребёнку показывают рисунок и просят сказать, какое время года изображено на каждой части рисунка. 3 За отведённое на выполнение задания время — 2 минуты — ребёнок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать своё мнение о нём. 3
Выбор методики зависит от целей и задач диагностики.