Развитие ассоциативного мышления у детей и подростков проходит в два этапа: cyberleninka.ru
- Коннотативный этап. cyberleninka.ru Способствует формированию компонента ассоциативного мышления и актуализации ассоциативности и воображения. cyberleninka.ru
- Рационально-рефлексивный этап. cyberleninka.ru Содействует способности ребёнка оценивать получившийся у него образ, развивает способность проектировать его сюжетную линию. cyberleninka.ru
Стимулировать развитие ассоциативного мышления следует ещё с раннего детства. nsportal.ru Для этого нужно знакомить ребёнка с понятиями и предметами окружающей среды, а затем с действиями, с ними связанными. nsportal.ru В результате дети дошкольного возраста способны будут называть, различать и обобщать данные понятия. nsportal.ru
Некоторые приёмы для развития ассоциативного мышления у детей:
- Ассоциативные цепочки по заданной теме. cyberleninka.ru Например, для темы «Зимние каникулы»: «новый год — снег — ёлка — подарки — коньки». cyberleninka.ru Также можно дать задание дополнить пробелы: даются только первое и последнее слова в цепочке, дети же должны восстановить остальные. cyberleninka.ru
- Символизация. cyberleninka.ru При помощи цвета, рисунков можно выразить характер произведения, персонажей, впечатление от прослушанного музыкального произведения. cyberleninka.ru
- Ассоциативное запоминание. cyberleninka.ru Например, для запоминания орфограммы она представляется в виде яркого значка. cyberleninka.ru
- Ассоциативная пантомимика. cyberleninka.ru Например, изучая словарное слово «мороз», дети показывают пальцем букву О, что ассоциируется с запоминаемой гласной. cyberleninka.ru
Также развитие ассоциаций у детей происходит наиболее эффективно в художественно-творческой деятельности и при изучении иностранных языков. elibrary.sgu.ru