Конфликты в педагогическом процессе могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психологическое развитие учащихся. 4
Негативное воздействие заключается в следующем:
- Стресс. 1 Интенсивные отрицательные эмоции, возникающие в ходе конфликтов (гнев, обида, раздражение), приводят к стрессу и снижают способность мозга к концентрации, усвоению новой информации, логическим операциям. 1
- Снижение учебной мотивации. 1 Ребёнок, переживающий болезненный конфликт со сверстниками или учителем, теряет интерес к учёбе, погружается в собственные проблемы и становится неспособен адекватно воспринимать учебный материал. 1
- Снижение интеллектуальных способностей. 1 Отрицательные эмоции истощают нервную систему ребёнка и тем самым снижают его интеллектуальные способности, включая внимание, восприятие, память, абстрактное мышление. 1
Положительное влияние конфликтов в педагогическом процессе может проявляться в следующем:
- Разрядка напряжённой обстановки. 4 В ходе конфликта осуществляется эмоциональное взаимодействие между его участниками, сопровождаемое бурными реакциями, что позволяет снять общее напряжение, приводит к снижению интенсивности отрицательных эмоций и выводит учащихся на конструктивный диалог. 4
- Установка и поддержание структуры взаимоотношений между учащимися. 4 Как во время уроков, так и во внеурочное время устанавливается относительно стабильная и спокойная структура взаимоотношений. 4
- Установление возможностей учащихся. 4 Учитель отмечает детей такими умениями, как аргументированно отвечать оппоненту, быстро реагировать, пользоваться имеющимися знаниями и т. д.. 4
Таким образом, от педагогов и психологов требуется умелое регулирование конфликтных ситуаций, их конструктивное разрешение, а по возможности — и предупреждение. 1