Чувство ответственности у детей младшего школьного возраста формируется несколькими способами, среди них:
- Приобретение опыта жизни в коллективе сверстников. 1 Стремление к выполнению учебных требований, необходимость рассматривать своё поведение не только с точки зрения личных интересов, но и с точки зрения членов коллектива, стремление к уважению сверстников формируют ответственность. 1
- Достижение успеха в деятельности. 1 Успех укрепляет веру в свои силы, что важно для формирования ответственности. 1
- Внешний контроль сменяется самоконтролем. 1 По мере взросления ребёнка внешний контроль за выполнением требований постепенно сменяется самоконтролем, когда ребёнок становится способен сам проанализировать своё поведение и определить меру своей ответственности. 1
- Личный пример родителей и педагогов. 1 Дети учатся на примерах взрослых, поэтому важно, чтобы родители и педагоги демонстрировали ответственное поведение в повседневной жизни. 3
- Выполнение трудовых поручений. 2 В процессе трудовой деятельности у младших школьников формируются общественные мотивы собственной трудовой деятельности, самостоятельность, ребёнок учится объективно оценивать свои умения и умения товарищей. 2
- Взаимодействие с группой. 3 Участие в групповой работе с другими детьми учит ребёнка работать в команде и брать ответственность за свою часть деятельности. 3
Также важно, чтобы требования семьи и школы были едины в развитии ответственности и трудолюбия у детей. 2 Только в этом случае у детей появляется уверенность в справедливости требований взрослых, и дети становятся дисциплинированными, организованными и ответственными. 2