Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). 2
Особенности административно-правовых отношений:
- строятся на принципах «власти-подчинения», при которых отсутствует юридическое равенство сторон; 2
- отражают все основные качества, присущие государственному управлению, а также общественные интересы, реализуемые в процессе практической реализации функций органами исполнительной власти и местной администрации; 2
- носят организационный характер и возникают по инициативе любой из сторон: органов исполнительной власти и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п.; 2
- возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами; 2
- носят двусторонний характер: права одного субъекта соответствуют обязанностям другого и наоборот. 2
Виды административно-правовых отношений:
- По исполнению функции административного права делят на регулятивные (возникающие на основе норм административного права и строго им соответствующие) и охранительные (возникающие вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства, граждан на такое поведение). 5
- По юридическому содержанию делятся на материальные (возникающие в сфере управления) и процессуальные (складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел). 5
- По состоянию прав и обязанностей участников выделяют вертикальные (возникающие на основе одностороннего волеизъявления управомоченного государственного органа или должностного лица, которому подчинён другой) и горизонтальные (между несоподчинёнными субъектами и в связи с реализацией гражданами прав в управленческой сфере). 5
- В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют внутренние (связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением полномочий и ответственности между служащими аппарата органа управления) и внешние (связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти, например на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры). 5
- По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, они делятся на отношения, порождаемые правомерными или неправомерными фактами. 5
- По сроку действия выделяют неограниченные, срочные и краткосрочные отношения. 8
- По объёму и месту в системе административно-правового регулирования выделяют общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения на федеральном, региональном и местном уровнях. 8
Структура административно-правовых отношений представляет собой единство следующих элементов: субъект, объект и юридические факты. 3
Субъекты административно-правового отношения — это индивиды (физические лица) и организации (коллективные лица), выступающие в качестве носителей предусмотренных административным законодательством прав и обязанностей. 3Объект регулирования административно-правовых норм — это то, по поводу чего возникает противостояние, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников. 3Юридический факт — это конкретные жизненные обстоятельства (события, действия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений. 3