Ключевые различия между коммуникативными и познавательными учебными действиями заключаются в их функциях и сферах применения.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности. nsportal.ru multiurok.ru К ним относятся, например:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; nsportal.ru multiurok.ru
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; nsportal.ru multiurok.ru
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; nsportal.ru multiurok.ru
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; nsportal.ru multiurok.ru
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; nsportal.ru multiurok.ru
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. nsportal.ru multiurok.ru
Познавательные учебные действия включают исследование, поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. nsportal.ru К ним относятся, например:
- базовые логические действия — умение классифицировать, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, подбирать варианты решения задачи с учётом самостоятельно выставленных критериев; school.kontur.ru
- базовые исследовательские действия — формулировать вопросы по искомой информации, выставлять гипотезу, оценивать информацию, полученную в ходе исследования, на применимость, аргументировать свою позицию и мнение; school.kontur.ru
- работа с информацией — умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, оценивать её надёжность и достоверность. school.kontur.ru
Таким образом, коммуникативные учебные действия фокусируются на взаимодействии и общении, в то время как познавательные — на исследовании, поиске и обработке информации.