Ключевые характеристики личностно-ориентированного подхода в образовании:
- Самостоятельность обучающихся. 1 В процессе обучения педагог предоставляет детям возможность самим определить учебные цели и задачи, выбрать наиболее предпочтительные приёмы их достижения и решения. 1
- Опора на опыт. 1 Применение уже имеющихся знаний, умений и навыков в различных областях. 1
- Целенаправленное формирование учебных умений и навыков в соответствии с индивидуальными стратегиями обучения каждого учащегося. 1
- Учёт социокультурных особенностей ученика и его образа жизни, поощрение желания быть самим собой. 1
- Контроль эмоционального состояния ребёнка, его морально-этических и нравственных ценностей. 1
- Перераспределение ролей учителя и ученика — в процессе обучения педагог ограничивает свою ведущую роль и выполняет функцию помощника, советника, консультанта. 1
Некоторые принципы личностно-ориентированного подхода:
- Принцип самоактуализации. 13 Важно пробудить и поддержать стремление ребёнка к проявлению и развитию своих физических, интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей. 1
- Принцип индивидуальности. 13 Главная задача образовательного учреждения — создать условия для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога. 3
- Принцип субъектности. 13 Задача педагога — оказать ребёнку помощь в становлении его индивидуальности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. 1
- Принцип выбора. 13 Ученик должен обладать субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в учебном коллективе. 3
- Принцип творчества и успеха. 13 Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности и уникальность учебной группы. 3