В педагогической системе Фридриха Фребеля роль воспитателя заключалась в активном участии в деятельности ребёнка, при этом руководство взрослого должно было быть основано на уважении к ребёнку и учёте его интересов. 1
Некоторые аспекты роли воспитателя:
- Руководство и поддержание игры. 4 Воспитатель брал игрушку, пел песенку и показывал, как с ней можно играть, а окружающие дети повторяли его действия. 4
- Демонстрация предмета и способов действия с ним. 1 В процессе игр с дидактическим материалом («дарами Фребеля») воспитатель показывал ребёнку предмет, подчёркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним. 1
- Сопровождение действий ребёнка словами. 3 Например, указание на пространственные соотношения: «рядом», «вверх», «вниз». 3
- Помощь ребёнку в осмыслении того, что он построил. 3 Воспитателю нужно было дать название построенному предмету, связать его с предметным и социальным окружением ребёнка, определить значение предмета в реальном мире. 3
Главной задачей воспитателя было развить в ребёнке всё, что заложено природой, с помощью правильно направленной игры. 3 При этом не требовалось какого-либо принуждения, достаточно было побудить ребёнка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя. 3