Суть концепции «школы диалога культур» заключается в том, что школа — институт цивилизации, предназначенный для того, чтобы ввести растущего человека в культуру. 1 То есть сам образ школы связан с определённой целостной культурой, с определённым разумом, определённой идеей личности. 1
Основные положения концепции:
- Переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». 1 Выпускник «школы диалога культур» должен обладать не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования. 1
- Углублённое освоение «диалогизма» как основного определения мысли. 1 Диалог в этой школе — это не только наилучший путь к овладению истиной, это и суть самой мысли. 1
- Процесс обучения строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развёртывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли к началу. 1 Основная цель курса обучения — формирование исторически определённых и логически обоснованных начал. 1
- Основное содержание школьного курса — это освоение тех «точек превращения», в которых одна форма понимания переходит в другую, а разные формы логики понимания обосновывают друг друга. 1
Особенностью концепции также является то, что обучение построено не на основе учебника, а на основе реальных исторических и художественных текстов конкретной культуры, первоисточников. 4