Согласно теории Ж. Пиаже, роль социального взаимодействия в процессе обучения заключается в том, что оно влияет на когнитивное развитие. 3
Пиаже считал, что социализация — необходимое условие перехода эгоцентрического мышления ребёнка к более зрелым стадиям. 3 При этом социальная жизнь начинает играть прогрессивную роль в развитии ума лишь на тех этапах, когда складываются отношения кооперации, споры и дискуссии между детьми-ровесниками. 5 Такой перелом в развитии наступает около 7–8 лет. 5
Некоторые аспекты роли социального взаимодействия в процессе обучения по Пиаже:
- Развитие субъектности ребёнка. 1 Отношения кооперации способствуют дифференциации представлений ребёнка о собственном «Я» от объектов внешнего мира. 1 В условиях такого типа отношений у ребёнка появляется возможность обмениваться мнениями, осуществлять взаимный «развивающий» контроль, вести диалог с равным партнёром. 1
- Возникновение социокогнитивного конфликта. 5 В процессе взаимодействий со взрослыми и сверстниками у детей в возрасте 7–8 лет возникает такой конфликт, когда точка зрения других становится значимой и должна учитываться при выполнении собственных действий. 5
- Активация неразвитых когнитивных функций. 5 Социальные взаимодействия активизируют ещё неразвитые когнитивные функции, что позволяет детям действовать на более высоком когнитивном уровне. 5