Роль наблюдения в развитии познавательной активности детей заключается в следующем:
- Расширение кругозора. 2 Наблюдения обогащают мышление детей множеством конкретных сведений о секретах жизни природы. 2
- Выработка познавательных умений. 1 Наблюдение учит полно и разносторонне воспринимать предметы и явления, подмечать различие и сходство в объектах, видеть изменение окружающих объектов и развитие явлений, устанавливать причинные отношения и связи в окружающей действительности. 1
- Развитие мышления. 1 Наблюдение является основой развития мышления дошкольников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы. 1
- Развитие устной речи. 1 Постановка цели и задач наблюдения осуществляется в речевой форме. 1 Словарный запас уточняется и обогащается на основе знакомства с новыми объектами. 1
- Развитие эстетических чувств, воображения и фантазии. 1 Наблюдения развивают наблюдательность детей. 1
- Эмоциональное воздействие. 4 Наблюдение — практически неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. 4
Таким образом, наблюдение играет важную роль в разностороннем развитии ребёнка, способствует формированию не только конкретных, но и обобщённых представлений, а также элементарных понятий. 1