Диалектическая природа воспитательного процесса заключается в его непрерывном развитии, динамичности и подвижности. 3
Некоторые аспекты, в которых проявляется диалектичность воспитательного процесса:
- Противоречия. 1 Они выступают движущей силой воспитательного процесса и могут быть внешними и внутренними. 1 Например, внешние противоречия проявляются в расхождении между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей, а внутреннее противоречие — в несоответствии притязаний школьника и его возможностей. 1
- Вариативность и неопределённость результатов. 1 В одних и тех же условиях результаты могут быть разными, что обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. 1
- Двусторонний характер. 1 Процесс воспитания имеет два направления: от воспитанника к воспитателю (обратная связь) и прямая связь, то есть от воспитателя к воспитаннику. 1
- Непрерывность. 1 Воспитание в школе — непрерывное и систематическое взаимодействие педагога с детьми. 1 Если воспитательный процесс прерывается, то каждый раз педагог вынужден начинать его сначала, а не углублять и вырабатывать устойчивые привычки. 1