Целостность педагогического процесса — это взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, возникающих в нём и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. 1
Некоторые аспекты целостности педагогического процесса:
- В содержательном плане целостность обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырёх элементов: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. 3
- В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство относительно самостоятельных процессов-компонентов: освоения и конструирования содержания образования и материальной базы, делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений и освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание). 34