Разница между множественным и единственным числом сказуемого при количественных числительных заключается в том, как автор текста хочет подчеркнуть активность или пассивность действующих лиц, а также количество. 24
Единственное число указывает на общую совокупность предметов, придаёт сообщению безличную окраску, подчёркивает итоговый результат действий. 14 Например: «Сто человек пришло» (не подчёркивается активность), «Пять домов строится». 5
Множественное число указывает на раздельность действия, подчёркивает активность лиц, входящих в группу. 24 Например: «Восемь студентов уже сдали курсовые работы» (подчёркивается активность), «Сто выпускников пишут диплом» (автор стремится обратить внимание на действие, а не количество). 5
Некоторые случаи употребления единственного и множественного числа сказуемого:
- Числительное, оканчивающееся на один. 15 Сказуемое обычно ставится в форме единственного числа. 15 Пример: «В первый класс поступил шестьдесят один ученик». 5 Но: «Шестьдесят один студент обсудили вопросы лингвистики на конференции» (глагол обсудить означает совместное действие и не может быть употреблён в форме единственного числа). 5
- Числительные два, три, четыре, двое, трое, четверо. 15 Сказуемое обычно ставится в форме множественного числа. 15 Пример: «Два дерева росли у дороги». 5
- Подлежащее конкретизируется определением в форме множественного числа (все, эти, данные, любые и др.). 25 Пример: «Все сорок восемь человек прошли границу». 5
- Подлежащее имеет значение меры времени, пространства, веса. 5 Пример: «Пять лет прошло». 5
- В состав подлежащего входят слова тысяча, миллион, миллиард. 5 Пример: «Тысяча граждан отправилась на выборы». 5