Отличие вертикальных педагогических технологий от горизонтальных заключается в их структуре и характере. 13
Вертикальные технологии охватывают определённую область педагогической деятельности и включают в себя ряд взаимосвязанных и взаимозависимых групп: 12
- Метатехнологии — это общепедагогические технологии, охватывающие организацию всего процесса образования. 2
- Макротехнологии — это технологии, связанные с деятельностью одной из отраслей образования. 2 Например, технология преподавания определённой дисциплины, компенсирующего обучения. 2
- Мезотехнологии — это технологии, направленные на реализацию отдельных компонентов учебно-воспитательной работы или решение частных задач дидактического и методического направления учебно-воспитательного процесса. 2 К примеру, технология организации урока, преподнесения темы, проведения текущей проверки знаний. 2
- Микротехнологии — технологии, ориентированные на решение текущих небольших задач учебно-воспитательной работы. 2
Горизонтальные технологии содержат три основных аспекта: 13
- Научный — технология является научно разработанным решением определённой проблемы, основывающемся на достижениях педагогической теории и передовой практики. 13
- Формально-описательный — технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов. 13
- Процессуально-действительный — технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организация, реализация целей и анализ результатов. 13