Особенности составления текстовых задач для развития критического мышления включают:
- Работу с текстом (условием) задачи. 1 На этом этапе можно составить список известной информации, таблицы по условию задачи с систематизацией данных, графическую интерпретацию условия (схему, рисунок). 1
- Поиск решения и составление плана. 1 На этом этапе можно установить причинно-следственные связи между величинами, заполнить таблицы, использовать приём «чтение с остановками» (чтение условия задачи минимум два раза). 1
- Реализацию плана. 1 На этом этапе можно вернуться к ключевым словам и ответить на поставленные вопросы. 1
Также при составлении текстовых задач для развития критического мышления можно использовать вопросы разных типов, например:
- Простые вопросы. 4 Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. 4
- Уточняющие вопросы. 4 Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. 3
- Объясняющие вопросы. 4 Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. 4
- Творческие вопросы. 4 В их формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. 4
- Оценочные вопросы. 4 Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. 4
- Практические вопросы. 4 Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. 4