Дефицит общения в современных системах обучения может возникать по нескольким причинам:
- Преобладание вертикальных каналов передачи информации «учитель — ученик» над горизонтальным общением «ученик — ученик». 1 Это сказывается на процессе социализации человека. 1
- Использование информационных технологий для ретрансляции информации. 1 Это усиливает монологичность, перегрузку и репродуктивность процесса обучения. 1
- Цифровизация образовательной среды. 2 Она удаляет живую речь обучающихся как средство формирования и формулирования мыслей. 2
- Сокращение неформальных взаимосвязей внутри коллектива в условиях цифровой среды. 2 Это снижает чувство принадлежности к группе и может вызывать чувство одиночества. 2
- Недостаток обратной связи в онлайн-образовании. 2 Это затрудняет понимание друг друга, так как в виртуальной среде сжимаются каналы для выражения и получения обратной связи. 2
Для решения проблемы дефицита общения в современных системах обучения рекомендуется устанавливать сбалансированный режим коммуникаций с обучающимися, совмещать онлайн- и очные встречи, коллективные и индивидуальные коммуникации, формальное и неформальное взаимодействие. 2