Наблюдение считается основным методом педагогической диагностики в ДОО, потому что оно информативно и универсально. 3
Некоторые преимущества этого метода:
- Возможность изучать педагогические явления в динамике. 23 Педагог наблюдает за поведением детей в разных видах деятельности и ситуациях, отмечает особенности проявления личностных качеств, умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях. 1
- Возможность фиксировать факты, которые невозможно зарегистрировать никаким иным методом. 2 Например, стиль поведения, жесты, мимику, движения, взаимодействие детей и целых групп. 2
- Оперативность получения информации и непосредственная связь с объектом изучения. 23
- Возможность собирать факты независимо от готовности наблюдаемых объектов, умений обучающихся, их желания вступать в общение. 2
Наблюдение позволяет увидеть сформировавшиеся культурно-гигиенические, игровые, двигательные, трудовые, творческие навыки воспитанников. 5 Также с его помощью педагог может увидеть индивидуальные различия в проявлении детской самостоятельности, активности, инициативности, личностные качества. 5