Корабли способны оставаться на плаву, даже если их масса больше массы вытесняемой воды, благодаря закону Архимеда и особенностям конструкции судов. 12
Закон Архимеда гласит, что на тело, погружённое в жидкость, действует подъёмная сила, равная весу вытесняемой им жидкости. 1 Если корабль вытесняет достаточное количество воды, он получает равную этой массе подъёмную силу, что позволяет ему оставаться на поверхности. 1
Некоторые особенности конструкции кораблей, которые обеспечивают плавучесть:
- Форма корпуса. 15 Большинство судов имеют корпус, который повторяет контуры подводной части, что увеличивает количество вытесняемой воды. 1
- Распределение массы по длине судна. 2 Тяжёлые механизмы размещаются в нижней части корпуса, а лёгкие надстройки — выше ватерлинии. 2 Такое вертикальное распределение массы создаёт устойчивый центр тяжести, предотвращая опрокидывание. 2
- Принцип отсеков. 2 Корпус судна разделён на множество водонепроницаемых отсеков продольными и поперечными переборками. 2 Даже если несколько отсеков затоплены, остальные продолжают выполнять функцию поплавков, удерживая судно на плаву. 2
- Материалы, из которых строятся суда. 1 Комбинации стальных и композитных материалов делают корпуса кораблей лёгкими и прочными, что позволяет им завершать долгие рейсы даже в суровых условиях. 1