Мнения о том, есть ли пропасть между образованием и разумом, различаются.
Некоторые считают, что процесс образования, идущий в школах и вузах, не добавляет разума как способности вырабатывать разумные решения. 1
Другие полагают, что наука не разработала общепринятых специалистами определений разума и образования. 1 Исходя из наблюдений за окружающей средой, можно заметить, что есть люди образованные, но как разумные, так и неразумные, а также необразованные, но тоже и разумные, и неразумные. 1
С точки зрения диалектического материализма, процесс развития теоретического мышления предполагает взаимосвязь рассудка и разума. 3 С рассудком связана способность умело оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления действительности, приводить знания в определённую систему. 3 Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создаёт новые идеи. 3