Идеи Фридриха Фребеля оказали значительное влияние на развитие современной образовательной системы, в частности в области дошкольного воспитания. 3
Некоторые аспекты влияния:
- Разработка системы общественного дошкольного воспитания. 3 Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную систему, оснащённую практическими пособиями. 3 Это способствовало выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания. 3
- Акцент на всестороннем развитии личности. 3 Фребель считал, что цель всеобщего образования — дать возможность каждому ребёнку стать развитой личностью, а не готовить его к определённому месту в обществе. 3
- Признание ценности детской игры. 3 Фребель был первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры, и первым создал образовательные материалы для детей — так называемые «дары». 3
- Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. 3 Фребель признавал, что процесс обучения ребёнка не должен выходить за границы его способностей, педагог призван выявить готовность к получению новых знаний, основываясь на учёте чувствительности ребёнка и его естественных склонностей. 5
- Идея «Детство ради детства». 1 Фребель одним из первых обратил внимание на то, что в дошкольном возрасте ребёнок не готовится жить, а уже живёт деятельной, насыщенной жизнью. 1 Эта идея звучит в современном стандарте, когда дошкольный возраст рассматривается как этап жизни, значимый сам по себе, а не как подготовка к следующему периоду. 1
Теоретические позиции и практические разработки Фребеля созвучны современным педагогическим идеям, например, могут выступать в качестве основополагающей для STEM-образования, целью которого является формирование естественнонаучной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста. 4