Некоторые виды рефлексии в педагогической психологии:
- Кооперативная рефлексия. 1 Предполагает «высвобождение» субъекта из процесса педагогической деятельности, оценку уже выполненной работы и предполагаемой. 1 Акцент ставится не на результат рефлексирования, а на его отдельные процессуальные части. 1
- Коммуникативная рефлексия. 1 Является важнейшей составляющей общения и межличностного восприятия. 1
- Личностная рефлексия. 1 Направлена на исследование субъектом собственных поступков, переосмысление собственного «Я», своих профессиональных знаний и умений. 1
- Интеллектуальная рефлексия. 1 Процесс оценки знаний об объекте педагогической деятельности и способов действия с ним. 1
- Экзистенциальная рефлексия. 1 Занимается исследованием глубинных смыслов личности, основанных на переживаниях, личных страхах, чувстве вины, обиды и т. д.. 1
- Культурная рефлексия. 1 Осуществляется анализ культурных основ и компетенций личности человека. 1
- Саногенная рефлексия. 1 Занимается изучением и анализом эмоциональных состояний человека в рамках его профессиональной деятельности. 1
Также выделяют рефлексию по временному фактору: 2
- Упреждающая. 2 Ориентирована на опережающее отражение отношений, мнений, смыслов до начала осуществления деятельности, анализ возможных последствий до того, как принято решение. 2
- Синхронная. 2 Осуществляется непосредственно в процессе деятельности, одновременно с ней, что даёт возможность гибко корректировать действия в соответствии с текущей ситуацией. 2
- Ретроспективная. 2 Направлена на осмысление хода и результатов уже произошедшего, завершённого на данный момент действия, позволяет оценить эффективность деятельности в целом и извлечь урок на будущее. 2