Некоторые методы активного слушания на занятиях:
- Постановка вопросов. 1 Направлена на уточнение смысла отдельных высказываний партнёра при помощи вопросительных слов («когда? где? кто? что? почему?»). 1
- Пересказ. 2 Предполагает пересказывание своими словами того, что услышано от собеседника. 2 Цель — показать свою заинтересованность, а также дать возможность собеседнику поправить, если что-то понято неправильно. 2
- Развитие мысли. 2 Это ответ на то, что было сказано собеседником, но с некоторой перспективой: продолжение мысли, высказывание предположения, к чему могут привести эти события или поступки. 2
- Сообщение о восприятии. 2 Заключается в том, что собеседник сообщает о том, что его поняли. 2 Желательно показывать это и невербально: смотреть в лицо собеседнику, кивать, поддакивать. 2
- Сообщение о восприятии самого себя. 2 Это сообщение о своём эмоциональном состоянии в связи с разговором. 2 Например: «я расстроен, меня огорчили твои слова» или «я рад это слышать». 2
- Пауза (задержка). 3 Во время разговора её нужно делать, чтобы собеседник мог подумать и понять, что сказал, а слушающий мог вдуматься в его слова. 3
Также развить навыки активного слушания помогут командные игры, например: «открытый микрофон», дебаты, мозговой штурм, словесный портрет, данетки или «правда-ложь». 4