Существуют различные формы обучения, которые отличаются характером взаимодействия «педагог — ученик», организацией коллектива и типом образовательной деятельности. 1
В образовательных организациях выделяют: 3
- Очная. 3 Предполагает личный контакт преподавателя и учащихся, которые посещают образовательную организацию регулярно, не менее пяти-шести дней в неделю. 1
- Заочная. 1 Одно из названий такой формы — вечерняя. 1 Наиболее распространена в высших учебных заведениях, когда студенты совмещают учёбу с работой. 1
- Очно-заочная. 1 Сочетает в себе характеристики очного и заочного обучения. 1 Её главное отличие в том, что обучение проходит фазами. 1
Вне образовательных организаций выделяют: 3
- Семейное образование. 3 Школьник получает образование дома под присмотром родителей или приглашённых педагогов, репетиторов. 1
- Самообразование. 3 Человек осваивает знания и навыки самостоятельно, без формального руководства или структурированных учебных программ. 2
Также формы обучения можно классифицировать по другим основаниям, например:
- По месту обучения. 4 Аудиторное (занятия проводятся в одном месте, например, в школе, университете или колледже) и самостоятельное (обучение вне стен учебного заведения, например, археологическая практика, экскурсия или производственная практика). 4
- По особенностям коммуникативного взаимодействия. 4 Индивидуальное (преподаватель работает с одним учеником), групповое (ученики занимаются вместе под руководством одного или нескольких преподавателей), фронтальное (учитель работает сразу со всеми учениками, в общем темпе и для достижения общих образовательных целей), парное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в парах, проверяют друг друга). 4
Выбор формы обучения зависит от индивидуальных предпочтений и обстоятельств каждого ученика или семьи. 2