При обучении изложению можно использовать следующие приёмы развития критического мышления:
«Чтение с остановками». e-koncept.ru nsportal.ru Текст читают по частям, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. nsportal.ru Важно найти оптимальный момент для остановки. nsportal.ru
«Чтение с пометками». nsportal.ru Во время чтения текста делают пометки, разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную. nsportal.ru Можно использовать цвета. nsportal.ru
«Таблица „Плюс — минус — интересно“». pedsovet.org Этот приём формирует навыки анализа и классификации. pedsovet.org Ученики учатся работать с информацией, не искажая её смысла. pedsovet.org
«Таблица ЗХУ: знаю, хочу узнать, узнал». pedsovet.org На стадии вызова ученики заполняют первые части таблицы — «Знаю» и «Хочу узнать». pedsovet.org На стадии осмысления сравнивают имеющиеся и вновь полученные знания. pedsovet.org На стадии рефлексии, после обсуждения текста, заполняют третью графу таблицы — «Узнал». pedsovet.org
«Шесть шляп мышления». pedsovet.org Приём применяется на этапе рефлексии. pedsovet.org Учитель делит класс на шесть групп и раздает каждой шляпы разного цвета. pedsovet.org Задача детей — представить свой опыт, впечатления и мысли от занятия, отталкиваясь от цвета шляпы. pedsovet.org
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.