Несколько приёмов, которые помогают структурировать итоговое сочинение:
- Пирамида. 1 Подходит для работы по теме, которая сформулирована в вопросительной форме. 1 Нужно кратко ответить на вопрос, обозначенный в теме, а затем подумать, на какие вспомогательные вопросы нужно ответить, чтобы дать развёрнутый ответ. 1 Ответы на вспомогательные вопросы станут микротемами абзацев сочинения. 1
- Лестница. 1 Подножие лестницы — основная мысль, ступени — аргументы, которые используются для её раскрытия. 1 На вершине лестницы — вывод, к которому приходит автор в конце рассуждения. 1
- Кластеризация. 12 В центре кластера размещается ключевое слово, а остальные ассоциации логически связываются с ключевым понятием. 2 В результате составления кластера получается опорный конспект по теме сочинения. 2
- Дневник памяти. 1 Нужно записать всё, что придёт в голову по теме: ассоциации, цитаты, ключевые слова, свои мысли. 1 Это позволит сразу начать работу и понять, достаточно ли материала для сочинения. 1
- Приём «толстых» и «тонких» вопросов. 2 Учащимся предлагают сформулировать ряд вопросов (не меньше пяти) без привязки к литературным произведениям, но содержащих ключевые слова темы. 2 В дальнейшем работа с составленными вопросами продолжается: помимо основного вопроса, с опорой на который пишется вступление и заключение, выбирается два-три вопроса для главной части. 2 Эти вопросы должны быть связаны с главным, раскрывать его содержание, и именно их можно проиллюстрировать литературными произведениями. 2
- Использование речевых клише. 4 Это готовые образцы словосочетаний, которые помогают связать сочинение в единый текст и не потерять основную нить суждения. 4