Некоторые методы, которые можно использовать для запоминания непроверяемых орфограмм:
- Запись слов по алфавиту. 5 Например, можно предложить ученикам написать словарные слова в алфавитном порядке, представив их на доске вразбивку. 5
- Выборочный диктант. 5 Текст читается учителем, а ученики записывают все словарные слова, которые в нём встречаются. 5
- Выборочный ответ. 5 Ученику предлагается несколько ответов, при этом правильный ответ только один, остальные — неправильные. 5 Школьник должен выбрать правильный ответ. 5
- Сопоставление слов с «противоположными» орфограммами. 5 Например, слова типа «территория» — «коридор» (рр — р). 5
- Подбор антонимов и синонимов. 5 Как правило, подбирая и записывая синонимы и антонимы, учащиеся встречают немало слов с непроверяемыми орфограммами. 5
- Этимологический анализ. 23 Ученики получают информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. 2 Нередко обращение к истокам слова позволяет мотивировать его современное написание. 2
- Графические ассоциации или рисунки-образы. 4 Устанавливается графическая связь между словом и образом (эмоционально окрашенными зрительными образами). 4
Выбор метода зависит от индивидуальных особенностей учащихся и целей обучения.