В практике речевого общения эффективны следующие методы и приёмы формирования грамматически правильной речи:
Дидактические игры. 25 Динамичность, эмоциональность проведения и заинтересованность детей позволяют много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. 2
Игры-драматизации. 1 Разыгрывание сценок (мини-спектаклей) с игрушками. 1 Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определённых жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласования существительных с прилагательными. 1
Рассматривание картин. 2 В основном сюжетных. 2 Используется для формирования умения строить простые и сложные предложения. 2
Пересказ коротких рассказов и сказок. 25 Ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. 2
Ведущие приёмы: 1 образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. 1 Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание на нужной форме слова или конструкции предложения. 1
Исправление ошибок. 4 Способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, то есть различать, как надо говорить правильно. 4 Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребёнка. 5