Некоторые эффективные методы обучения чтению умственно отсталых детей:
- Звуко-буквенный анализ слов. 1 Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. 1
- Чтение таблиц с трудными словами и предложениями. 1 Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно. 1
- Чтение небольших текстов, написанных на доске. 1 В текст включаются слова, в которых учащиеся чаще всего делают ошибки. 1
- Самостоятельное выделение учащимся из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя. 1
- Применение указок при чтении. 1 Указка облегчает ориентировку на странице, помогает целостному и правильному восприятию слова. 1
- Распределение частей текста для чтения между учащимися с учётом возможностей каждого. 1
- Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников. 1 Все учащиеся по своим книгам следят за чтением товарищей. 1 После прочтения соответствующей части идёт обсуждение качества чтения каждого ученика. 1
Также для обучения чтению умственно отсталых детей можно использовать методику Глена Домана, которая предполагает обучение с помощью карточек со словами и картинками в игровой форме. 4
Выбор метода и приёмов на каждом этапе зависит от глубины и сложности дефекта. 3